Детский сад - Жемчужинка
8 (927) 052 32 52

г.Энгельс, Киевский
переулок, д.3

8 (927) 052 32 52

Частный детский сад
в Энгельсе

Дружественная семейная
обстановка

Продолжительные прогулки на
свежем воздухе

Высококвалифицированный
персонал, говорящий
на аглийском

Узнать подробности

Как приучить ребенка к труду?

Многим из нас знакомо выражение: «Ленивым не рождаются». Действительно, от рождения каждому человеку дана потребность в активности. У некоторых людей эта потребность выражена ярко, у других несколько снижена, многое зависит от такой личностной особенности как темперамент. Тем не менее, потребность в активности присуща всем. Почему же так получается, что некоторые люди ставят перед собой различные цели и добиваются их, а иных непросто сдвинуть с места?

Все дело в том, что любовь к труду закладывается еще в раннем детстве. Самый благоприятный для этого возраст 3- 4 года. Трёх летний малыш рвется все делать сам, его стремление к самостоятельным действиям велико. Любимое и ключевое слово этого возраста: «Я сам!». Взрослым важно не упустить малыша на данном этапе. Если нет угрозы для жизни ребенка, то позвольте ему действовать самостоятельно. Малыш хочет помыть за собой чашку, разрешите ему сделать это. Наберитесь терпения и не торопитесь мыть за него посуду. Неважно, что ребенок не вымоет чашку так чисто, как это делаете Вы. Зато постепенно у него сформируется установка, что за собой следует убирать. Конечно, взрослые могут и должны помогать ребенку на первом этапе освоения новых действий. Например, Вы можете помочь открыть кран с водой или водрузить малыша на табурет, чтобы он смог дотянуться до раковины. Но родителям следует помнить и постоянно применять на практике правило – «НИКОГДА НЕ ДЕЛАТЬ ЗА РЕБЕНКА ТОГО, ЧТО ОН В СОСТОЯНИИ СДЕЛАТЬ САМ» (Степанова С. С. «Азбука детской психологии») .

«Педиатры советуют при кормлении даже совсем маленьких детей накладывать их ручки на чашку или бутылочку. Пусть они еще не в силах ее удержать, но путем многократных повторений закрепляется стереотип целесообразного действия. Ребенок, таким образом, приученный держать чашку, легко будет делать это сам, как только наберется сил, и даже с недоумением воспримет попытку помочь ему в столь элементарном акте» (Степанова С. С. «Азбука детской психологии»).

Также родители должны помнить о том, что воспитание трудолюбия требует разумной меры. Если возлагать на ребенка слишком много обязанностей, требовать выполнения задач, которые ему еще не по силам, не по возрасту, то данная воспитательная стратегия не приведет к позитивному результату. Скорее, вызовет противоположный эффект. Непосильный труд и чрезмерная загруженность способствуют формированию ленивого, пассивного поведения. Все задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны быть адекватными его возможностям.

Приучать ребенка к домашним обязанностям непросто. Чтобы привить ребенку симпатию к труду, первое, что необходимо сделать – это наладить детско- родительские взаимоотношения. Доверие, взаимоуважение, безусловное принятие являются основополагающей в отношениях родителя и дитя.

После того, как Ваши отношения с ребенком пришли в норму, определите вместе с ним, те занятия, которые станут его вкладом в семейное дело.

Рекомендованный список домашних обязанностей ребенка:

( Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Консультирование семьи/Пер. с англ. – М.. Когито-Центр, 2004. – 416 с. Практическое руководство для психологов).

Домашние обязанности четырёхлетнего ребёнка

  1. Помогать взрослым сервировать стол;

  2. Помогать убирать и расстилать постель;

  3. Помогать мыть посуду;

  4. Протирать пыль с мебели в своей комнате;

  5. Намазывать масло на хлеб;

  6. Помогать накладывать еду в тарелки;

  7. Доставать из почтового ящика почту (с помощью взрослых);

  8. Помогать складывать полотенца.

 

Домашние обязанности пятилетнего ребёнка

 

  1. Самому приготовить бутерброд;

  2. Убирать, расстилать постель;

  3. Помогать убирать комнату;

  4. Самостоятельно одеваться и прибирать одежду;

  5. Складывать чистое белье и убирать его;

  6. Оплачивать мелкие покупки;

  7. Помогать выносить мусор;

  8. Самостоятельно завязывать шнурки (взрослый должен убедиться, что ребенок научился завязывать шнурки).

Домашние обязанности шестилетнего ребенка

 

  1. Подбирать себе одежду по погоде (помощь родителей возможна);

  2. Пылесосить коврики;

  3. Поливать цветы, растения;

  4. Помогать чистить овощи;

  5. Помогать развешивать белье;

  6. Самостоятельно вешать свою одежду в шкаф;

  7. Помогать полоть сорняки в огороде;

  8. Завязывать шнурки;

  9. Приводить в порядок ящики для столовых приборов;

  10. Помогать накрывать на стол;

  11. Помогать ухаживать за домашними животными (кормить, убирать).

Домашние обязанности семилетнего ребенка

 

  1. Ухаживать и следить за личными вещами (велосипед, коньки и др.);

  2. Принимать телефонные сообщения и записывать их;

  3. Пылесосить коврики;

  4. Убирать в своей комнате;

  5. Помогать ухаживать за растениями;

  6. Помогать полоть траву в огороде;

  7. Выгуливать домашних животных;

  8. Оставлять после себя ванную комнату в прибранном состоянии (вытирать мокрый пол, складывать на место полотенца);

  9. Самостоятельно убирать одежду в шкаф;

  10. Следить за опрятностью своей обуви

  11. Самостоятельно следить за опрятностью своей одежды (грязную одежду оставлять в контейнере для грязного белья);

  12. Сортировать одежду для стирки (цветное белье от белого).

Домашние обязанности десятилетнего и одиннадцатилетнего ребенка

  1. Ухаживать и следить за личными вещами (велосипед, коньки и др.);

  2. Принимать телефонные сообщения и записывать их;

  3. Пылесосить коврики;

  4. Убирать в своей комнате;

  5. Помогать ухаживать за растениями;

  6. Помогать полоть траву в огороде;

  7. Ухаживать за домашними животными;

  8. Оставлять после себя ванную комнату в прибранном состоянии (вытирать мокрый пол, складывать на место полотенца);

  9. Самостоятельно убирать одежду в шкаф;

  10. Следить за опрятностью своей обуви

  11. Самостоятельно следить за опрятностью своей одежды (самостоятельно стирать нижнее белье, носки, носовые платки, грязную одежду оставлять в контейнере для грязного белья);

  12. Сортировать одежду для стирки (цветное белье от белого)

  13. Самостоятельно убирать в своем шкафу;

  14. Готовить простые блюда;

  15. Гладить простые вещи.

Домашние обязанности одиннадцатилетнего и двенадцатилетнего ребенка

 

  1. Самостоятельно вставать по утрам и ложиться спать вечером;

  2. Помогать уложить спать младших детей;

  3. Ухаживать и следить за личными вещами (велосипед, коньки и др.);

  4. Принимать телефонные сообщения и записывать их;

  5. Пылесосить коврики;

  6. Убирать в своей комнате;

  7. Помогать ухаживать за растениями;

  8. Помогать полоть траву в огороде;

  9. Ухаживать за домашними животными;

  10. Оставлять после себя ванную комнату в прибранном состоянии (вытирать мокрый пол, складывать на место полотенца);

  11. Самостоятельно убирать одежду в шкаф;

  12. Следить за опрятностью своей обуви

  13. Самостоятельно следить за опрятностью своей одежды (самостоятельно стирать нижнее белье, носки, носовые платки, грязную одежду оставлять в контейнере для грязного белья);

  14. Сортировать одежду для стирки (цветное белье от белого)

  15. Самостоятельно убирать в своем шкафу;

  16. Готовить простые блюда;

  17. Гладить простые вещи.

 

Автор статьи педагог – психолог Чеботарёва Е. Ю.

 

 

 

 

Стоит задуматься!

По материалам книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. КАК?»

Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6–х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказывали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать, гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7- 8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше!

Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти «лень», «несознательность», «эгоизм» мы, родители, не замечая того порой сотворяем сами.

 

Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: АСТ: Астрель, 2010.