Детский сад - Жемчужинка
8 (927) 052 32 52

г.Энгельс, Киевский
переулок, д.3

8 (927) 052 32 52

Частный детский сад
в Энгельсе

Дружественная семейная
обстановка

Продолжительные прогулки на
свежем воздухе

Высококвалифицированный
персонал, говорящий
на аглийском

Узнать подробности

Методики раннего развития детей - методика Марии Монтессори

 Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. 

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. 

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети - другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Ребенок другой! Что значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых.

Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым - одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

 

Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная – это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики.

Правила для родителей на стену

Помощь:

1. Если ребенок встречается с препятствием, удержитесь от желания броситься на помощь и сделать за него.

Своим невмешательством Вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» - это залог формирования позитивной самооценки и уверенности в себе.

2. Взрослый на занятии – наблюдатель и помощник ребенку.

Доверьтесь мудрости Вашего чада. От занятия он возьмет ровно столько и в том темпе, как необходимо именно ему.

3. «Помоги мне это сделать самому!» – объем Вашей помощи должен совпадать с потребностью в ней ребенка.

Какую деятельность выбрать на занятии решает ребенок, а не взрослый. Взрослый наблюдает за ребенком, а не наоборот.

4. Прежде чем помочь, спросите ребенка, нужна ли ему Ваша помощь.

Излишняя опека умаляет ребенка в его собственных глазах, приучает к мысли, что сам ни на что не годен.

 

Похвала:

5. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее.

Хвалить надо только искренне, серьезно и убедительно. Отпускать похвалу в дозах, соразмерных с ее целью!

6. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне.

Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших.

Вместо того чтобы все время повторять: «Молодец», «Умница»,- спросите ребенка: «А тебе самому нравится?»

Так вы научите ребенка быть независимым от чужого мнения, разовьете его САМОоценку и уверенность в собственных силах.

 

Развитие личности ребенка:

7. Детей учит то, что их окружает.

Любая мысль ребенка имеет право на существование!

Не ждите, что ребенок будет таким, как Вы, или как Вам хочется. Помогите ему стать СОБОЙ.

8. Ваша собственная уверенность в том, что ребенок справится с любой трудностью, помогает ему справляться.

9. В максимальной степени личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается

ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ И С ИНТЕРЕСОМ.

10. Ребенок разовьет в себе целеустремленность, если у него будет возможность противостоять авторитету и/или добиваться желаемого.


11.
 Ребенок разовьет в себе терпение и умение дожидаться осуществления своих желаний, если не всегда сразу предоставлять ему все, чего он хочет.

 

12. Закономерности сензитивного развития едины для всех.

Невозможно «проскочить» через один период и успешно войти в следующий: «груз» нерешенных задач развития будет препятствовать этому.

Выбирая деятельность, ребенок САМ показывает нам, в каком сензитивном периоде он находится.

13. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

14. Умейте любить чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

 

Общие правила:

15. Громкие разговоры взрослых на занятии отвлекают детей, мешают им сосредоточиться. Говорите тихо.

16. Охраняйте концентрированную деятельность Вашего ребёнка – это основа развития  усидчивости и сосредоточенности.

17. Работайте с материалом на коврике или на столике – это рабочее место ребенка.

Так ребенок учится организовывать себе рабочее пространство, приучается к порядку. Это способствует концентрации ребёнка в выбранной деятельности.


18.
 Помогите ребенку довести начатое дело до конца:

«Поработал – убери!» -так формируется потребность в завершении действия (когда любое незаконченное дело вызывает чувство дискомфорта) и чувство ответственности за свой выбор.


19.
 Правила, ограничения, запреты и требования должны быть в жизни каждого ребенка. В разумном количестве они помогают ребенку почувствовать себя в безопасности.

20. Правила, ограничения, запреты и требования должны быть согласованы взрослыми между собой.

21. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

22. Вместо: «Какой ты у меня молодец!»,-лучше говорить - «Я очень рада!».

В этом случае вы сообщаете о СВОИХ чувствах, о себе, а не оцениваете ребёнка или его поведение. Сообщая ребенку о своих чувствах, говорите от первого лица.