Британская писательница Агата Кристи — одна из самых авторитетных авторов детективов. Её романы и рассказы издаются и переиздаются по всему миру, они служат источником вдохновения для новых и новых поколений писателей. И, разумеется, по её произведениям не раз снимались художественные фильмы — первый вышел аж в 1928 году.

 

Правда, интерес к киновоплощениям героев Кристи — в первую очередь Эркюля Пуаро и мисс Марпл — был специфическим. В первую очередь, пожалуй, из-за многочисленных британских телефильмов, появившихся в 1980-е годы. «Пуаро Агаты Кристи» с Дэвидом Суше (около 70 отдельных фильмов за 25 лет) и сериалы про мисс Марпл (с Джоан ХиксонДжеральдин МакьюэниДжулией Маккензи) словно удовлетворили спрос на экранизации Агаты Кристи. Но в последние годы вышли два фильма Кеннета Браны — «Убийство в Восточном экспрессе» и «Смерть на Ниле», — которые грозят превратиться в новую франшизу. Но пока этого не случилось, АиФ.ru рассказывает о тех хороших фильмах, которые сняли отечественные и зарубежные кинематографисты до появления Браны.

«Свидетель обвинения», 1957

Экранизация одноименной пьесы Кристи поставлена режиссером Билли Уайлдером («В джазе только девушки»). В пьесе нет ни Пуаро, ни мисс Марпл, зато есть адвокат Уилфрид Робартс, который взялся за защиту человека, обвиненного в убийстве. В ролях заняты оскаровский лауреат Чарльз Лоутон и Марлен Дитрих. Фильм получил шесть номинаций на «Оскар» и не выиграл ни одной, но потом постоянно включался в различные рейтинги лучших киноработ XX века.

Кадр из фильма Свидетель обвинения», 1957 г.
Кадр из фильма Свидетель обвинения», 1957 г.

«Смерть на Ниле», 1978

1970-е и 1980-е годы — самый пик интереса кинематографистов к произведениям Кристи. В 1974-м вышли «Десять негритят» (в оригинале — «Десять маленьких индейцев», Ten Little Indians) Питера Коллинсона и «Убийство в «Восточном экспрессе» Сидни Люмета, а в 1978-м Джоном Гиллермин экранизировал ещё один роман про Пуаро — «Смерть на Ниле». Бельгийского сыщика сыграл Питер Устинов, в ролях были заняты Лоис ЧайлзДжейн БиркинБетт Дейвис, а одну из героинь сыграла Анджела Лэнсбери, которая чуть позже прославилась как Джессика Флетчер из сериала «Она написала убийство».

Кадр из фильма «Смерть на Ниле», 1978 г.
Кадр из фильма «Смерть на Ниле», 1978 г.

«И, треснув, зеркало звенит…», 1980

Экранизация одноименного романа про мисс Марпл — как раз с Лэнсбери в главной роли, которая ещё раз прикоснулась к творчеству Кристи. В ролях были заняты Элизабет ТэйлорКим Новак и Тони Кёртис. По сюжету мисс Марпл расследует смерть одной из гостей голливудской кинозвезды — ну и заодно раскрывает некоторые грязные детали киноиндустрии. Снял фильм режиссер Гай Гамильтон, который через два года поставит ещё один фильм про Пуаро с Питером Устиновым — по книге «Зло под солнцем».

«И, треснув, зеркало звенит...», 1980 г.
«И, треснув, зеркало звенит…», 1980 г. Кадр из фильма

«Тайна черных дроздов», 1983

В 80-е Агатой Кристи заинтересовались и советские кинематографисты. Фильм Вадима Дербенева поставлен по роману 1953 года «Карман, полный ржи», главной героиней которого была мисс Марпл, которая расследует загадочное убийство промышленника-миллионера; действие перенесено в современность. Главную роль сыграла советская и эстонская актриса Ита Эвер, в других ролях были заняты Всеволод СанаевЛюбовь ПолищукБорис НовиковВладимиp Зельдин. В конце десятилетия Дербенев снял ещё один фильм по Кристи — «Загадка Эндхауза» с Анатолием Равиковичем в роли Эркюля Пуаро.

Кадр из фильма «Тайна черных дроздов», 1983 г.
Кадр из фильма «Тайна черных дроздов», 1983 г. 

«Десять негритят», 1987

Экранизация знаменитого романа от Станислава Говорухина не уступает западным аналогам, хотя подчеркнуто неполиткорректна. Дело в том, что Кристи ещё в 1940-е годы переделала своих «негритят» для американского зрителя — сначала сменила название на нейтральное «И никого не стало», а потом адаптировала в пьесу, в которой оказались выжившие. Первая же голливудская экранизация 1945 года от режиссера Рене Клера (француза, бежавшего в США от немцев) стала своего рода эталоном — Клер опирался как раз на пьесу. А вот Говорухин отказался и от «маленьких индейцев», и от хэппи-энда. Зато собрал в своем фильме многих кинозвезд того времени — Татьяну ДрубичАлександра КайдановскогоАлексея ЖарковаАнатолия РомашинаЛюдмилу МаксаковуМихаила ГлузскогоАлександра АбдуловаИгоря Ясуловича. И, конечно, Владимира Зельдина, блестяще сыгравшего судью Лоуренса Уоргрейва.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.