Традиция рождественской елки в мире
Хвойное дерево считается символом жизни, возрождения и плодородия — все потому, что оно не буреет и не сбрасывает листья (хвою) на зиму. Культ вечнозеленого дерева присутствовал в дохристианской народной традиции, не имевшей никакого отношения к Рождеству.
В Древнем Риме деревья украшали металлическими предметами и дарили подарки по случаю праздника Сатурна во второй половине декабря .
Однако кажется, что традиция украшать рождественскую елку в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, имеет мало общего с этими обычаями. Эти ритуалы со временем полностью исчезли, только в 16 веке деревья стали украшать по случаю Рождества.

Традиция украшать елку
Предполагается, что традиция рождественской елки как новогодней елки зародилась в 16 веке в Эльзасе. Деревья были украшены украшениями из бумаги и яблок , и Мартин Лютер был большим сторонником украшения деревьев.
Однако первое упоминание об украшенной рождественской елке в Страсбургском соборе и ряде других церквей относится к 1492 году.
Рождественские елки быстро распространились в протестантской Германии, и именно оттуда католическая церковь переняла традицию украшения рождественской елки. В девятнадцатом веке украшенные рождественские елки появились в Англии , затем в Южной Европе.
Первая рождественская елка была установлена в Версале в 1732 году по просьбе Марии Лещинской, жены короля Людовика XV. Он появился в Америке в 18 веке, где обычай его ношения ввели немецкие солдаты, сражавшиеся за независимость США.

Считается, что традиция украшать елку появилась в России во время разделов, на рубеже 18 и 19 веков, благодаря немецким протестантам. Однако следует знать, что уже в 1698 году на ярмарке в Гданьске можно было купить рождественскую елку.
Изначально обычай наряжать елку практиковался только в городах – в деревнях популярными елочными украшениями по-прежнему были следующие украшения:
- дидух — украшенный сноп зерна,
- podlaźniczka (метелка) — украшенная и свисающая с потолка ветвь хвойного дерева.
В прошлом елки украшали в основном имбирными пряниками , орехами, райскими яблоками, перьями, взорванными яйцами, колосьями хлопьев и бумажными цепочками. Свечи прикрепляли к веткам и зажигали в канун Рождества.
Электрические елочные фонари появились в 1882 году благодаря Эдварду Йохансону, помощнику Томаса Эдисона.
Является ли рождественская елка языческим обычаем?
По мнению христианских теологов, нет. В Средние века стали популярными мистерии об Адаме и Еве , устраиваемые в виде рождественских представлений . В них уже появилось дерево, которое должно было символизировать падение первых людей.

Рождение Иисуса интерпретировалось как возвращение в утраченный рай. Значит, рождественская елка должна была стать символом древа жизни , с которого райские плоды снова могли быть использованы людьми.
Однако, по мнению многих исследователей, рождественская елка — языческий обычай, точно так же, как сено под скатертью. Католическая церковь скорее призывала строить конюшни со Святым Семейством (называемые в Силезии «бетлейки»), традиция которых, как рождественских яслей, продолжается и по сей день. Судя по всему, в 1931 году в католическом журнале раздались голоса, отговаривающие людей от украшения рождественских елок.